Дата рождения: 09 июля 1938
Место рождения: Днепропетровск, Украина
Достижение: Народная артистка России (1994)
Последние работы:
Любовь-морковь 3, Служебный роман.
Детство
Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был
главным режиссером Майкопского драматического театра. Какое-то время он
пел в оперетте (у него был замечательный слух). Мать работала актрисой в
том же театре.
Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха.
Спектакли шли каждый день, без выходных. Людям, пережившим войну, нужен
был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться,
посмеяться и увидеть сказку. Люди отдыхали и заряжались энергией. Каждый
вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район,
или в другой город, а какая-то на месте играла.
Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не
отапливаемых клубах. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия
Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле
"Коварство и любовь".
Ахеджакова о маме: "Она где-то лет в двадцать семь решила помочь
своему театру распространять билеты. Вот она в эту жару набегается как
"борзая", придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр. И
сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и
туберкулез. А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили. В
городе много было туберкулезников - после войны эта болезнь
свирепствовала повсюду. И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких,
затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в
корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение
двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью. Бабушка умерла, а
она в этот день играла Сюзанну из "Женитьбы Фигаро": нельзя было
отменить спектакль. Когда мама умерла, я тоже играла…"Школу Лия
закончила с золотой медалью
Учеба
В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом. Однако,
как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения
забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила
поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где
проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной
самодеятельности. Это ей нравилось больше чем учеба в институте. В конце
концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп.
Второе покорение Москвы произошло чуть позже. На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию -
поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г.
Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском
ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям. Она стала
интересной актрисой, чистой травести. Лия Ахеджакова вспоминает: "Я
думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек,
Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но
оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня
"узкопрофессионально": травести и баста! Правда, у Павла Хомского я
сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе - бабушку. Это в
двадцать-то лет. Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи,
которые актер должен в своей жизни сыграть. Например, ослик Иа-Иа, в
"Винни Пухе"".
Современник
В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в
театре "Современник". Встреча и работа с главным режиссером Галиной
Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться
на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис. Правда,
своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго. Но тут в ее судьбу
вмешался случай. Режиссер Роман Виктюк поставил для нее "Коломбину". Эта
роль и переменила ее судьбу.
В активе актрисы замечательные работы в спектаклях: "Виндзорские
насмешницы" Уильяма Шекспира - миссис Форд, "Крутой маршрут" Евгении
Гинзбург -Зина Абрамова, "Предупреждение малым кораблям" Теннесси
Уильямса - Леона Доусон, "Трудные люди" Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и "Мы
едем, едем, едем..." Николая Коляды - Зина.
Высоко была отмечена специалистами главная роль в спектакле
"Селестина". Пьеса написана маститым российским драматургом,
екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV
века Фернандо де Рохаса. Постановку осуществляет сам автор, и это уже
его второй спектакль на сцене "Современника" (первая постановка -
спектакль "Уйди-Уйди" - вышла в 2000 году). Лия Ахеджакова играет
главную героиню - колдунью и сводницу Селестину.
Николай Коляда: "Я давно не видел такой самоотверженной любви к
театру. Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать
какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает.
Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней
много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело,
легко и смешно".
Кино
Лия Аледжакова в фильме Ирония судьбыС 1973 года Ахеджакова начала
сниматься в кино в эпизодических ролях. Всенародная любовь пришла к
актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова. Ему удалось раскрыть
специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль - Тани в
телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" - была замечена
критиками и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и
трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не
так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу
героини.
Потом была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где
Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный
актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми
ролями, которые были созданы до этой картины.
В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она
не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным
драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии
Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла
нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в
номинации за лучшую женскую роль второго плана.
Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то
эпизод в ленте "Двадцать дней без войны" или главная роль в "Гараже".
Персонажи ее, вроде бы, не реальны, люди так себя не ведут, но
уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и
поверить в её гиперболы.
Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:Всегда играет
одинаковоАктриса Лия Ахеджакова.Великолепно! В самом делеВсегда играет
на пределе.
Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая. Это сложный жанр, к
которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика
по-настоящему обладают немногие. Комедийная стихия никогда не увлекает
Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания,
оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль. Среди других ярких
артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в
своеобразном творческом соревновании. Так в фильма Рязанова она
снималась среди плеяды замечательных актеров - Алисы Фрейндлих,
Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Андрея Мягкова и других.
Личная жизнь
Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству
характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в
начале 95-го года. С Ахеджаковой они расстались много лет назад. Летом
2001 года она зарегистрировала свой второй брак. Ее новый избранник -
достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов.
Пару слов в заключение
Актер Михаил Жигалов: "В ней удивительным образом сочетаются
открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и
огромной работоспособностью. И это редкое сочетание делает ее актрисой
невероятного масштаба. Причем, степень ее незащищенности такова, что
«выбить» ее может любая мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное
слово. А уж о хамстве я просто не говорю. И в то же время это стойкий,
закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и
дальше.
Источник: http://kino.ukr.net/persons/ahedgakova-liya-medgidovna |