Дата рождения: 22 декабря 1937
Место рождения: Ленинград, Россия
Достижение: Народная артистка России (1994)
Театр
Вся жизнь актрисы связана с Ленинградским Академическим театром
Комедии имени Н.П.Акимова. Здесь она провела свое детство и отрочество
(по иронии судьбы будущая звезда жила в ленинградской коммуналке над
службами театра), сюда, кажется совершенно случайно, она поступила,
закончив учебу у выдающегося театрального педагога Б.В.Зона в ЛГИТМиКе в
1965 году. Все эти годы Ольга Антонова верой и правдой служит пенатам
родного дома, став современным символом Театра Комедии, переживая все
его боли и радости, все взлеты и падения.
Как одна из самых интересных работ сезона, была замечена первая же
роль актрисы - на ординарном драматургическом материале дебютантке
удалось создать запоминающийся многоплановый образ: подкупавшая
внутренней чистотой, предельной искренностью и обаянием светлых глаз
Шура Залыгина - "сложная девочка", не слишком оригинальный персонаж
комедии авторов Б.Рацера и В.Константинова "Инкогнито".
Несмотря на то, что сам Акимов не успел найти достойной оправы
дарованию Ольги Антоновой в первые годы службы в театре, ее талант был
отшлифован в постановках режиссеров, которым гостеприимно открывал двери
Мастер. Тогда, в репертуарных ролях травести, угловатых девочек,
школьниц, горничных и принцесс (всего было сыграно около двадцати ролей)
Антонова выработала свой особый стиль - идущий от ее собственной
индивидуальности, отточенный и камерный: игра на полутонах, без нажима.
Волшебная природа "сказочного эльфа", как за глаза прозвала актрису
критика и почитатели, обаяние хрупкости, внутренняя чистота и сила,
лежащие в основе ее индивидуальности, а так же - удивительная
музыкальность и способность к "лирическому" гротеску, - оказались
востребованными режиссурой Петра Фоменко, в творческом союзе с которым
Ольге Антонова создала в семидесятые годы ряд незабываемых образов. Роль
зубного врача Нины Бегак в знаменитом и самом "оптимистичном" спектакле
молодого режиссера "Этот милый старый дом", по мелодраме-водевилю
Алексея Арбузова, в 1972 году принес Ольге Антоновой шумную известность.
В постановках Фоменко ослепительно-красивая и тонко чувствующая жанр
актриса, могла предстать то обольстительной Еленой Прекрасной
("Троянской войны не будет" Жана Жироду), то уверенной в себе и
исполненной жаждой разрушения Анной Мартыновной Змеюкиной ("Свадьба.
Юбилей" А.П.Чехова).
Всегда будучи открытой к любому сотрудничеству, к интересному
творческому союзу, актриса работала с известными театральными мастерами -
молодым Р.Виктюком, Ю.Дворкиным, В.Титовым и многими другими.
Прочные творческие отношения сложились у Ольги Антоновой с
петербургским театром "Приют Комедианта". Еще в 1997 актриса, вместе со
своим давним партнером по сцене Театра Комедии Петром Вельяминовым
срепетировали и разыграли "Старомодную комедию". В октябре 1999 Антонова
сыграла в другом блистательном "кассовом" спектакле, на который валом
валит уставшая от "чернухи" публика - "Недосягаемая" Уильяма Сомерсета
Моэма.
Кино
В кино Ольга Антонова дебютировала в телефильме Петра Фоменко "Почти
смешная история" (1977, сценарий Э.Брагинского). К этому времени
Антонова была хорошо известной ленинградцам актрисой Академического
Театра Комедии. Но всенародную славу принесла ей впервые именно эта
картина. После ее демонстрации по телевизору, как в голливудских
сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Знакомый ей по работе в
театре Фоменко предложил Антоновой роль эксцентричной и возвышенной
девушки по имени Иллария. Зрителям полюбился этот образ вместе со
ставшей широко популярной песней "Я леплю из пластилина..."
Нельзя сказать, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятья
Антоновой. Она была уж слишком нестандартна для "поточного
кинопроизводства".
В 1978 году Антонова сыграла главную роль в шекспировской телеверсии
"Комедии ошибок" (сценарий Фридриха Горенштейна, режиссер Вадим Гаузнер)
в партнерстве с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели и Михаилом Кононовым. И вновь волшебная природа "сказочного эльфа" позволила ей в самых невероятных ситуациях
существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно
зрительское доверие к невероятному. А затем в кино для Антоновой
наступил перерыв в несколько лет.
В 1989 году Антонова блестяще сыграла роль Наташи в фильме К. Г.
Муратовой "Астенический синдром" (специальный приз "Серебряный медведь"
МКФ в Берлине). Этот фильм как бы подводил итог всему укладу советской
жизни с ее "перестроечной" эпохой, показал тотальное состояние упадка и
истощения сил. Антоновой, со свойственной ей тонкой психологической
разработкой характера, был написан портрет человека, перепрыгнувшего
границы рассудка, воплощенной боли и ненависти, женщины с искривленным
ртом, с растрепанными волосами фурии и невидящим взором воспаленных
глаз.
В девяностые годы кинематограф и телевидение оказались увлечены
типажом Ольги Антоновой и ее несравненным мастерством. Ею были созданы
сложные, многоплановые образы: последняя русская императрица Александра
Федоровна в "Цареубийце" Карена Шахназарова (1991), колдовски страшная
Дюран в "Проклятии Дюран" Виктора Титова (1994), величественно скорбная и
светлая героиня фильма "Незабудки" Льва Кулиджанова (1994).
В 2000 году снялась в роли Екатерины Великой в исторической драме Александра Прошкина "Русский бунт".
В настоящее время Ольга Сергеевна Антонова - признанный мастер сцены,
педагог, ведущий занятия в Санкт-Петербургской Государственной Академии
Театрального искусство (СПГАТИ) и передающий навыки своей профессии
молодому поколению актеров, член Художественного Совета театра "Приют
Комедианта".
Источник: http://kino.ukr.net/persons/antonova-olga-sergeevna |