Мать выросла в Санкт - Петербурге. Дед, балтийский немец и священник,
был вынужден вывезти семью из России с началом Первой мировой войны, в
1914 году. Сам Армин чуть не погиб в 1945 году: за пару недель до конца
войны не в меру шустрого мальчишку чуть не застрелил солдат Красной
Армии. В тот же день неподалеку был расстрелян его отец (банковского
служащего, по всей видимости, сочли дезертиром). "Всю жизнь меня не
покидало ощущение, что отец погиб вместо меня, - говорит актер. - Это
налагало известные обязательства".
Семья Мюллер-Шталей переселяется в Берлин. Здесь Армин поступает в
консерваторию и заканчивает ее с дипломом скрипача. Лишь после этого он
решает стать актером, однако с первого с актерских курсов его отчисляют
"в связи с отсутствием способностей". Тем не менее, еще год спустя
Армина Мюллер-Шталя принимают в труппу самого знаменитого из немецких
театров - Берлинского ансамбля на Шиффбауэрдамм, театра Бертольта
Брехта. Он до сих пор особенно гордится своими театральными ролями:
Шпитты в "Крысах" Герхарда Хауптмана, брата Мартина в "Святой Йоханне"
Бернарда Шоу или Меркуцио в "Ромео и Джульетте" Шекспира. "Театр стал
моей истинной школой", - говорит он.
За 35 лет карьеры в ГДР "голубоглазый джентльмен" Мюллер-Шталь снялся
более в чем 60 фильмах, став одним из самых популярных актеров страны.
Особенно прославили его роли персонажей сложный, изломанных ("Голый
среди волков", "Якоб-лжец"). Домашние чтения романов Достоевского не
прошли даром.
За роль в фильме "Пять патронных гильз" режиссера Франка Байера его
лобызали Фидель Кастро и Эрнесто Че Гевара. Мюллер-Шталь и сейчас
считает эту ленту о гражданской войне в Испании "шедевром
экзистенциального кино". За создание убедительного образа человечного
офицера "штази" в фильме "Невидимое забрало" Мюллер-Шталя удостоили
государственной премии.
Но в ГДР актеру становилось все теснее. "Все фильмы, действие которых
происходило за границей, мы снимали в Болгарии, - вспоминает
Мюллер-Шталь. - Потом граждане ГДР смотрели эти ленты и говорили: да
зачем нам куда-то ехать? Все равно весь мир выглядит как Болгария!".
В 1976 году власти ГДР лишают гражданства барда Вольфа Бирмана. Армин
Мюллер-Шталь подписывает вместе с другими деятелями искусства письмо
протеста. После этого он не получает ни одной роли. "Мне уже пора было
уехать, - говорит Мюллер-Шталь. - Все произошло вовремя".
В 1980 году он переезжает в Западный Берлин. На Западе он сперва
прославился ролью, которую отказался сыграть - в бесконечном телесериале
"Больница в Шварцвальде". Наградой стали роли в фильмах значительных
режиссеров: "Смятение Вероники Фосс" Райнера Вернера Фасбиндера,
"Хроника любовных проишествий" Анджея Вайды, "Полковник Редель" Иштвана
Сабо. Затем последовало приглашение в Голливуд.
Армин Мюллер-Шталь - пожалуй, единственный из немецких актеров, кому
удалась воистину звездная карьера не только на родине, но и за океаном.
Уже вторая работа в Голливуде - роль в фильме "Авалон" Бэрри Левинсона -
принесла ему номинацию на "Оскара". В этой картине он играет
деспотичного отца еврейского семейства.
"Так уж получилось, что все лучшие роли моей карьеры я сыграл после
шестидесяти", - говорит о себе актер. Большая часть сыгранных им ролей
связана с прошлым, с временами национал-социализма. Тема покаяния
остается для него центральной. Так, в фильме Константена Коста-Гавроса
"Музыкальная шкатулка" он играет военного преступника, которого много
лет спустя удается посадить на скамью подсудимых.
Именно во время съемок "Музыкальной шкатулки" Мюллер-Шталь написал
сценарий фильма "Разговор с чудовищем", в котором он станет и режиссером
и исполнителем главной роли - Адольфа Гитлера. В фильме фюрер не
покончил жизнь самоубийством. "Я воскресил его, чтобы не дать ему
трусливо умереть, сбежать. Чтобы обвинить и осудить его", - говорит
Армин Мюллер-Шталь о проекте, споры о котором не прекращаются и сегодня,
десять лет спустя после его реализации. Его Гитлер начисто лишен
человеческих черт, и именно из осознания собственной ничтожности
рождается жажда мести всему человечеству.
Приходилось Мюллер-Шталю играть и эмигрантов - так, в фильме Джима Джармуша "Ночь в мире" его восточногерманский таксист никак не может найти дорогу в нью-йоркский Бруклин.
"Вообще-то я по природе больше похожу на дерево, - говорит
Мюллер-Шталь, - я пускаю корни на одном месте и с трудом приживаюсь на
новом. Но жизнь превратила меня в фикус, который перевозят из одного
дома в другой". Сейчас он "пустил корни" на одном из калифорнийский
холмов - по стечению обстоятельств, на соседнем холме обитал во врем
эмиграции писатель Томас Манн, роль которого Мюллер-Шталь сыграл в
нашумевшем телефильме Генриха Бреллера о семействе Маннов.
Около года назад 76 летний актер объявил о том, что намерен завершить
свою славную карьеру: "Я сыграю еще максимум две-три роли". Одну из них
Армин Мюллер-Шталь сыграл в военной драме Александра Буравского
"Ленинград". Еще одну играет сейчас - в новой экранизации романа Томаса
Манна "Буденброки".